Рекорды первого космического экипажа

Пристыковка космического корабля <br> «Восход» к ракете-носителю Пристыковка космического корабля
«Восход» к ракете-носителю

Прошло всего три с половиной года со дня первого полета в космос корабля «Восток» с человеком на борту. И вот 12 октября 1964 г. мощная ракета-носитель в 10 часов 30 минут 01 секунду оторвала от стартового устройства многоместный космический корабль «Восход» весом 5320 килограммов. На борту корабля находился экипаж в составе командира корабля Владимира Михайловича Комарова, научного сотрудника Константина Петровича Феоктистова и врача Бориса Борисовича Егорова.

Новый многоместный космический корабль «Восход» состоял из гермокабины (спускаемого аппарата), в которой находился экипаж, размещалась аппаратура обеспечения жизнедеятельности, запасы пищи и воды, средства контроля и управления работой бортовых систем корабля, часть приборов радиооборудования, телевизионные камеры, видеоконтрольное устройство, кинофотоаппаратура, аппаратура для медицинских и научных исследований, средства пеленгации на участке спуска и приземления. На корабле имелся также и приборный отсек, в котором размещались приборы радиооборудования, жидкостная тормозная двигательная установка, аппаратура управления, система терморегулирования, источники тока. Этот отсек загерметизирован.

На приборном отсеке снаружи располагались баллоны с запасом сжатого газа и двигатели системы ориентации корабля, баллоны с сжатым кислородом и воздухом для вентиляции скафандров и снабжения экипажа кислородом при аварийной разгерметизации кабины, антенные устройства радиосистем корабля, радиатор системы терморегулирования. При возвращении на Землю приборный отсек отделяется от корабля и сгорает в плотных слоях атмосферы. На корабле установлен резервный тормозной пороховой двигатель, дублирующий тормозную двигательную установку. После полета по орбите гермокабина (спускаемый аппарат) вместе с экипажем и оборудованием возвращается на Землю.

Для защиты от воздействия высоких температур на участке спуска гермокабина с внешней стороны имела специальную термоизоляцию. В кабине три люка. После приземления экипаж мог выйти из кабины через любой из этих люков. Кроме того, в кабине три иллюминатора, через которые экипаж мог вести визуальное наблюдение и кинофотосъемку. В кабине корабля экипаж располагался в смоделированных по телу космонавтов амортизированных креслах.

Аппаратура ручного управления полетом и спуском позволяла экипажу производить ориентацию корабля в пространстве и осуществлять посадку в выбранном районе, используя при этом любой из имеющихся тормозных двигателей — основной (жидкостный) либо резервный (твердотопливный). Для определения направления полета и местной вертикали при ручном управлении экипаж мог использовать оптический ориентатор либо ионные построители вектора скорости корабля.

Аппаратура автоматического управления полетом н спуском позволяла по заданной программе производить управление бортовыми системами и системой ориентации корабля в пространстве и осуществлять его посадку в заданном районе с помощью основной (жидкостной) тормозной двигательной установки. При автоматическом спуске корабля с орбиты ось двигательной установки выставляется на солнце с помощью фотоэлектронного датчика солнца.

На борту корабля установлена радиоаппаратура для связи экипажа с наземными пунктами при предстартовой подготовке, на участке выведения и при полете по орбите. Кроме того, на корабле имелись магнитофон, который мог включаться либо автоматически от речевого сигнала, либо вручную; широковещательный радиоприемник; электроакустическое оборудование; телевизионная система; аппаратура контроля и регистрации физиологических функций экипажа в полете; радиотелеметрическая аппаратура; система автономной регистрации и датчиковая аппаратура. Кроме того, радиосистема «Сигнал», работающая на частоте 19,996 мегагерц, радиоаппаратура контроля орбиты корабля на участке выведения и при полете по орбите, аппаратура регистрации доз ионизирующих излучений.

Для поддержания основных параметров микроклимата кабины в пределах, близких к нормальным, использовалась система кондиционирования, обеспечивающая поглощение углекислого газа и влаги, а также выделение необходимого количества кислорода для дыхания экипажа. Количество кислорода регулировалось автоматически. Это очень важно для экипажа корабля «Восход», так как в отличие от всех предыдущих полетов В. М. Комаров, К- П. Феоктистов и Б. Б. Егоров впервые летели без скафандров.

В состав конструкции корабля входили также системы: регулирования давления и питания, водоснабжения, терморегулирования, освещения кабины, приземления. Система приземления обеспечила посадку корабля с экипажем с практически нулевой вертикальной скоростью.
Таким образом, по конструкции и оборудованию космический корабль «Восход» отличался от космического корабля «Восток» тем, что он был многоместным и снабжен системой мягкой посадки, имел резервную тормозную двигательную установку, новое приборное оборудование (дополнительную систему ориентации с ионными датчиками, усовершенствованную телевизионную и радиотехническую аппаратуру и др.). В результате вес корабля «Восход» на 589 килограммов больше веса корабля «Восток».

В этом полете экипажу необходимо было выполнить разнообразную по своему значению и содержанию программу. А именно: испытать новый многоместный космический корабль, исследовать работоспособность каждого в отдельности члена экипажа как специалиста по своей отрасли работы, выполнить медико-биологические, психологические и физико-технические исследования, изучить влияние факторов полета на организм человека и др. Всю программу экипаж должен был выполнить в течение одних суток и после этого осуществить посадку.
Командир корабля «Восход» В. М. Комаров проводил наблюдения за работой всех приборов и систем, вручную ориентировал корабль, определял время ориентации и успокоения корабля после маневров, следил за расходом горючего. Кроме того, он проводил радиосеансы с Землей, наблюдал земную поверхность при различной степени освещенности, определял световую чувствительность глаз и возможность визуальной ориентировки, а также вел записи в бортовом журнале и на магнитофоне.

Научный сотрудник К. П. Феоктистов вместе с командиром корабля осуществлял радиосвязь с наземными пунктами управления, контролировал работу оборудования и бортовой аппаратуры. Он проводил также и астрономическую ориентацию и управление кораблем по ионным датчикам, сверял «Глобус» и бортовые часы, выполнял визуальное наблюдение, фотографировал и снимал киноаппаратом горизонт и ореол атмосферы Земли, измерял яркость звезд, проводил эксперименты е жидкостью и др.

Врач-космонавт Б. Б. Егоров изучал функциональное состояние нервной системы и работоспособность каждого в отдельности члена экипажа на различных этапах космического полета, исследовал влияние факторов космического полета на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и системы крови. Он изучал также внешнее дыхание, газообмен и энергозатраты в условиях невесомости, функциональное состояние анализатора в условиях невесомости, контролировал работу систем жизнеобеспечения. С помощью иглы Франка Б. Б. Егоров брал у товарищей кровь для исследования, измерял давление крови, проводил функциональные пробы с дозированным раздражителем вестибулярного аппарата. Он регистрировал биотоки головного мозга и электрические потенциалы, возникающие при произвольных и непроизвольных движениях глаз. В течение всего полета Б. Б. Егорову не пришлось заниматься врачебной практикой, так как все члены экипажа чувствовали себя хорошо.

Правда, в состоянии невесомости в ходе орбитального полета у К. П. Феоктистова и Б. Б. Егорова возникали неправильные психологические представления о «верхе» и «низе». Одному из них казалось, что он находится в полусогнутом положении лицом вниз, а другому представлялось, что он перевернут вниз головой. Космонавты отметили, что иллюзии появлялись у них как при открытых, так и при закрытых, глазах. Такое состояние не помешало им хорошо выполнить программу полета. Следует отметить, что командир экипажа летчик-космонавт В. М. Комаров в процессе всего полета таких явлений не испытывал.

К утру 13 октября экипаж, космического корабля «Восход» полностью выполнил наречённую программу. Из координационно-вычислительного центра поступили орбитальные данные корабля «Восход». Минимальная и максимальная высота соответственно составила 177,5 и 408 километров, период обращения 90,087 минуты. Скорость корабля при прохождении точки орбиты на минимальной высоте над поверхностью Земли на первом витке составила 7,67 километра в секунду, а на максимальной высоте — 7,39 километра в секунду.

В районе приземления было все готово к встрече корабля и его экипажа. В 9 часов 55 минут 39 секунд на корабле «Восход» включилась автоматическая система ориентации. В 10 часов 18 минут 58 секунд, т. е. через 23 минуты 19 секунд, включилась тормозная двигательная установка. В 10 часов 40 минут 30 секунд была введена автоматическая система приземления корабля. В 10 часов 47 минут 04 секунды корабль «Восход» с экипажем на борту произвел мягкую посадку в 312 километрах северо-восточнее Кустаная.

Закончился еще один, седьмой по счету космический рейс советского пилотируемого корабля-спутника. Измерения показали, что дальность полета «Восхода» — 669 784,027 километра. Общая продолжительность полета 24 часа 17 минут 03 секунды. Экипаж корабля «Восход» установил два абсолютных мировых рекорда: максимальной высоты космического полета (408 километров) и максимальной массы (веса) (5320 килограммов), поднятой на такую высоту, и два мировых рекорда: дальность полета (669 784,027 километра) и продолжительность полета (24 часа 17 минут 03 секунды) в категории многоместных космических кораблей.

За выполнение научно-технических и медико-биологических исследований, имеющих важное практическое значение для будущих полетов человека в космос, и .установление мировых рекордов экипаж многоместного космического корабля «Восход» в составе В. М. Комарова, К. П. Феоктистова и Б. Б. Егорова Международной авиационной федерацией (ФАИ) награжден Золотыми медалями «Космос» и дипломами.

История космонавтики

Читайте в рубрике «История космонавтики»:

/ Рекорды первого космического экипажа